Новости

Электросамокаты рулят: актуальные ПДД для мобильного транспорта

В теплое время года все больше горожан предпочитают личному и общественному транспорту электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и другие мобильные средства передвижения. Своей мобильностью, экологичностью, экономичностью, простотой управления такой транспорт привлекает спешащих по делам жителей.

Но за кажущимся удобством скрывается и большая опасность – современные модели электросамокатов, например, могут развивать большую скорость, а значит, возрастает вероятность аварийных ситуаций (наездов на пешеходов, столкновений с автомобилями и т. п.).

broshyura-po-sim-1.jpg

Электросамокаты рулят: актуальные ПДД для мобильного транспорта

В теплое время года все больше горожан предпочитают личному и общественному транспорту электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и другие мобильные средства передвижения. Своей мобильностью, экологичностью, экономичностью, простотой управления такой транспорт привлекает спешащих по делам жителей.

Но за кажущимся удобством скрывается и большая опасность – современные модели электросамокатов, например, могут развивать большую скорость, а значит, возрастает вероятность аварийных ситуаций (наездов на пешеходов, столкновений с автомобилями и т. п.).

ПДД для средств индивидуальной мобильности

Возрастные ограничения

ПДД подразделяет лиц, управляющих СИМ, на 3 возрастные группы:

- младше 7 лет (движение на СИМ малолетних детей допускается только в сопровождении взрослого);

- от 7 до 14 лет;

- старше 14 лет.

При этом от возраста лица, управляющего СИМ, зависит то, по каким частям дороги оно может передвигаться:

- младше 7 лет: по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон – но только в сопровождении взрослого (п. 24.4 ПДД);

- от 7 до 14 лет: по тротуару, пешеходной, велосипедной, велопешеходной дорожкам, в пределах пешеходной зоны (п. 24.3 ПДД);

- старше 14 лет: по велосипедной, велопешеходной дорожкам, по проезжей части велосипедной зоны, по полосе для велосипедистов, в пешеходной зоне (при массе СИМ до 35 кг), по тротуару или пешеходной дорожке (при массе СИМ до 35 кг, если нет велосипедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов или нет возможности двигаться по ним или если лицо сопровождает ребенка до 14 лет на СИМ), по обочине (если нет велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной дорожки или нет возможности двигаться по ним), по правому краю проезжей части дороги (если нет велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной дорожки, обочины или нет возможности двигаться по ним, на дороге разрешено движение ТС со скоростью не более 60 км/ч, а также движение велосипедов, а СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями, фарой) (п. 24.2.1 ПДД).

Ответственность за нарушения

Поскольку СИМ являются транспортными средствами, на них распространяются все основные нормы КоАП, предусматривающие санкции за нарушение ПДД.

Меры безопасности

Перед использованием СИМ крайне важно подробно изучить приложенную к ТС инструкцию по эксплуатации. Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 70514-2022 "Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний" (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 6 декабря 2022 г. № 1446-ст), к каждому СИМ должна быть приложена инструкция по безопасному использованию. Это может быть брошюра, руководство или инструкция по эксплуатации, буклет или другой аналогичный материал физического характера (п. 19.4 ГОСТа).

В числе рекомендаций, которые производитель должен дать пользователям, – советы:

- изучить практические основы управления, чтобы избежать аварии, особенно в первые месяцы пользования СИМ;

- избегать участков с интенсивным движением транспорта и многолюдных мест;

- выбирать свою траекторию и свою скорость движения, соблюдая ПДД, правила приоритета при движении по тротуарам и предоставляя преимущество для наиболее уязвимых участников дорожного движения;

- сообщить о своем присутствии при приближении к пешеходу или велосипедисту, когда пользователей не видят и не слышат;

- использовать переходы, спешившись с СИМ;

- не отвлекаться при использовании СИМ;

- проявлять осторожность ввиду того, что тормоз может нагреться при использовании, и не дотрагиваться после использования;

- регулярно проверять затяжку различных болтовых элементов (осей колес, системы складывания, рулевого управления и тормозного вала);

- не модифицировать и не трансформировать СИМ (п. 19.4.1.2 ГОСТа).

Также пользователям СИМ следует избегать прыжков с препятствий, таких как бордюры или ступеньки, – нужно предвидеть и адаптировать свою траекторию и скорость движения к траектории пешехода, прежде чем преодолевать эти препятствия. Рекомендуется сойти с СИМ, когда препятствия становятся опасными из-за своей формы, высоты или проскальзывания.

"Информация о практических основах и безопасном использовании может быть предоставлена производителем на веб-сайте", – подчеркивается в ГОСТе.

Часть положений ГОСТа касается инструкции по сервисному обслуживанию и уходу, включая информацию о том, где пользователь может найти квалифицированную мастерскую по сервисным операциям, которые не может сделать самостоятельно (например, замена изношенных деталей, электронных компонентов) (п. 19.5 ГОСТа).

Отметим, региональное законодательство может содержать дополнительные положения, касающиеся СИМ. Например, в Москве установлены Технические требования к велосипедам (включая велосипеды с электродвигателем) и средствам индивидуальной мобильности, используемым курьерами для доставки на территории города Москвы, Приложение 2 к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 11 апреля 2024 г. № 61-02-196/24. Так, СИМ, используемые курьерами в столице, должны быть оборудованы идентификационными номерами с параметрами, достаточными для фиксации городскими камерами, а также устройством, обеспечивающим возможность определения местоположения ТС для передачи телематических данных о его поездках в ГИС ЕРНИС. На СИМ должны быть исправны тормозная система, звуковой сигнал, передняя фара и задний фонарь, габаритные огни (при наличии). Применяется стандартное ограничение максимальной скорости движения СИМ – до 25 км/ч.

Более того, требования предъявляются даже к внешнему виду СИМ – на нем не должно быть видимых следов коррозии, загрязнений и лишних элементов вроде полиэтиленовых пакетов, используемых не для перевозки вещи, картонных коробок для перевозки в них сумки курьера, конструкций для защиты от ветра и иных элементов.

МВД России в своих лекциях "Передвигайся ответственно и безопасно", разработанных совместно с ФКУ "Научный центр безопасности дорожного движения" для проведения сотрудниками Госавтоинспекции занятий со школьниками, тоже перечисляет меры безопасного передвижения на СИМ. Особый акцент делается на:

- недопустимости использования гаджетов (телефонов, наушников и плееров) во время движения;

- необходимости следить за зарядкой (заряд аккумулятора должен быть приближен к 100%);

- передвижении только в одиночку (использование СИМ вдвоем недопустимо);

- опасности передвижения в темное время суток (движение возможно только со световозвращающими элементами).

...
Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть